+375 (17)213-04-57, +375 (17)204-31-99
+375(29)613-04-57, +375(29)635-80-87,+375(29)7-666-000
+375(44)7-666-000, +375(25)7-666-000
качество проверенное временем!
возможно все!

 

logos_2

 




Курс доллара к белорусскому рублю

Адрес:

Минск, ул. Кальварийская
25-422

В двух шагах от метро "Молодежная"!

Телефоны:

 (017) 213-04-57
         204-31-99
(029) 613-04-57
         635-80-87
        7-666-000
(044) 7-666-000
(025) 7-666-000

Тульская гармонь

Это уникальное предприятие крупнейшего и старейшего российского производителя баянов и гармоний. Оно восходит своими корнями ко времени первого появления гармоник в России еще в начале Х1Х века.
За счет гармоней, ввозимых из-за рубежа, спрос не мог быть удовлетворен. К тому же их звуковые возможности не удовлетворяли требованиям русских музыкантов. Ведь к этому времени уже проявилась одна из художественно-стилевых особенностей тульских гармоней - их неповторимое камерное звучание.
Все это послужило важным фактором создания и развития отечественного гармонного производства. За свою почти двухвековую историю долговечные и звучные, отличающиеся высокими художественными достоинствами, тульские гармони и баяны стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире.
Самые примитивные, единичные образцы ручных гармоник были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми в своей домашней мастерской. Вслед за ними, примерно с 1820 года, стационарное производство простых ручных гармоник организовал оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики.
Дальнейшее развитие этому процессу положила привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году простейшая пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник.
Наиболее крупным предприятием по изготовлению гармоник в Туле была фабрика братьев Киселевых, которая в основном специализировалась на выпуске двух- и трехрядных венских гармоник, в чем достигла значительных успехов.
В 1900 году на Международной торговой выставке в Париже двух- и трехрядные венские гармоники братьев Киселевых получили награды. В 1905-1907гг. фабрика начала также изготавливать трехрядные хроматические гармоники - "левая по правой (выборные) и ножные басы". В 1914 году они были удостоены золотой, трех серебряных и бронзовых медалей.
Среди гармонных мастеров особенно выделялся Леонтий Алексеевич Чулков. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую, где работал вместе с шестью своими сыновьями. В 1907 году самый талантливый из них Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. С помощью этой механики при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, и звучание басов становилось более насыщенным. На это изобретение им было взято патентное свидетельство.
С тех пор и до настоящего времени механика Г.Чулкова применяется на всех венских гармониках, что является еще одной художественно-стилевой особенностью звучания басовых партий во всех изделиях тульского гармонного промысла.
Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян - у них отсутствовал хроматический строй, что, естественно, ограничивало музыкально-художественные возможности инструмента. Создание гармоники с хроматическим строем явилось важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Одним из самых ярких пропагандистов гармоники был тульский мещанин Н.И.Белобородов. В 70-е годы Х1Х века, стараясь расширить ее возможности, он предложил мастеру Л.А.Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры, во всем остальном положившись на знания и опыт мастера.
Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, как обычно, а с 12-ю звуками. Первый ряд был оставлен таким же, как в тульской гармонике с русским строем, а хроматические полутона были вынесены во второй ряд. Такое расположение давало возможность быстро освоиться с новым инструментом всем, кто был знаком с русской двухрядной гармоникой.
Новая хроматическая гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной: в ее отделке использовались древесина кипариса и слоновая кость, а поверху затейливой вязью была пущена латунная инкрустация, кожа и перламутр.
В одной из комнат мемориального музея Н.И.Белобородова в витрине стоит первый экземпляр изобретенной им хроматической гармоники, сделанной руками мастера Л.А.Чулкова. В середине 80-х годов Х1Х столетия Николай Иванович создает кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в начале 90-х из участников кружка был организован оркестр.
Изобретение хроматической гармоники и создание оркестра заинтересовали отдельных представителей иностранных фирм. Один из них - Кальбе - от имени австрийской фирмы уговаривал Н.И.Белобородова продать патент на свое изобретение. Но, будучи подлинным патриотом России, тот наотрез отказался это сделать, даже, несмотря на тяжелое материальное положение.
Деятельность оркестра Н.И.Белобородова продолжалась много лет и прекратилась в конце 1902 года. В дальнейшем его ученик и соратник В.П.Хегстрем продолжил дело, начатое своим учителем. Скромный тульский бухгалтер стал концертмейстером оркестра, который совершал гастрольные поездки по соседним городам.
Впоследствии гармонь с хроматическим строем петербургский музыкант А.Ф.Орлеанский-Титаренко назвал "баяном". Среди других промыслов гармонный занимал в Туле второе место, и рост числа кустарей-гармонщиков продолжался из года в год. Наивысший показатель в производстве гармоник достигнут у нас перед первой мировой войной, в 1912-1913 гг.
По окончании гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая такая артель была организована гармонным мастером А.П.Пастуховым в Туле в 1922 году. С именем этого мастера, непревзойденного по части наклепки голосов, связано производство лучших сольных и оркестровых баянов в течение многих лет.
Все частные фабрики (точнее сборочные цеха) в дореволюционной России были основаны на надомном производстве и не годились для переоборудования их в государственные промышленные предприятия, в связи с чем встал вопрос о создании государственных фабрик.
Для лучшей организации гармонного производства в 1928 году в Москве одновременно с конкурсом гармонистов была устроена выставка гармоник, после чего для фабрик установили твердый ассортимент и стандарты производимых моделей гармоник.
В 1930 году со строительством гармонной фабрики началось становление новой формы предприятий по изготовлению гармоник. В результате было кооперировано порядка шести тысяч человек.
В 30-е годы прошлого века происходит дальнейшее расширение фабричного производства гармоник. Причем большое внимание уделяется и усовершенствованию баянов в музыкальном отношении. Недаром у входа на гармонную фабрику установлены бюсты выдающихся русских композиторов - М.И.Глинки и А.П.Бородина.
В 1932 году на баянную фабрику имени РККА, филиал которой находился в городе Туле на улице Епифанской, техноруком и начальником ОТК был приглашен известный гармонный мастер-конструктор А.А.Глаголев. Родившись в семье гармонных дел мастера, он с раннего детства помогал отцу в работе. Юношей освоил игру на баяне хегстремовской системы. Еще в 1911 году для участника оркестра Кашицева он изготовил первый такой инструмент.
В 1933 году на эту фабрику пригласили А.П.Пастухова. Приход таких опытных специалистов благотворно отразился на качестве выпускаемой продукции и ее художественно-стилевых особенностях, которые отслеживались на проводимых конкурсах мастеров. Музыкальные инструменты проигрывались за занавесом, и жюри определяло на слух качество звучания. При этом неизменно победителями оказывались тульские мастера.
В грозные годы Великой Отечественной войны производство музыкальных инструментов повсеместно было прервано. Но тяга народа к музыке была столь велика, что из армии стали приходить письма. Фронт требовал: "Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!" И выпуск музыкальных инструментов был восстановлен. В суровую военную годину гармонь и баян по праву заняли свое место в боевом строю.
В начале 1943 года на базе артели "Тульская гармония" было организовано ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства. За парты тогда сели первые 250 мальчишек и девчонок. Спустя полгода число учащихся удвоилось. Ребятам необходимо было освоить профессии сборщиков, наклепщиков, настройщиков музыкальных инструментов, чтобы стать продолжателями славы тульских умельцев-мастеров народного художественного промысла.
Благодаря рабочим кадрам, подготовленным в ремесленном училище в годы Великой Отечественной войны, "Тульская гармония" после Победы быстро встала на ноги. К 1946 году объем производства здесь уже достиг довоенного уровня. В 1950 году на фабрике была начата работа по дальнейшему улучшению конструкции и внешнего вида, расширению ассортимента музыкальной продукции.
По звучности тульские баяны зарекомендовали себя прекрасными инструментами. До сих пор в народе бытуют такие выражения, как "тульский баян", "тульские басы" и т.п. Много внимания уделялось и их внешней отделке. Корпуса то обклеивались шпоном в виде набора из разных пород дерева, то покрывались, как панцирем, металлическим орнаментом. Складки мехов переливались у одних то темно-синим, то фиолетовым или малиновым атласом. В руках музыканта такие инструменты смотрелись особенно ярко и выразительно.
В 1951 году за выпуск изделий высокого качества фабрика удостаивается Диплома ВДНХ 1-й степени. Основным достоинством тульских баянов стало то, что в левой клавиатуре они имели готово-выборный механизм. Готовые аккорды при переключении разъединялись на отдельные звуки, образуя звукоряд. Это давало возможность музыкантам практически неограниченно расширять репертуар за счет произведений, написанных для фортепиано, скрипки, органа.
Однако вплоть до 60-х годов производство баянов и гармоней носило разрозненный характер. В то же время в Туле находился завод по изготовлению металлоизделий для различных музыкальных инструментов. Вполне естественно произошло объединение этих предприятий. Были построены новые здания, в которых разместились укрупненные цеха по производству музыкальных инструментов и их комплектующих.
В 1963 году на музыкальных инструментах появилась фирменная марка объединения "Мелодия". Коллектив предприятия стремился удовлетворять самые взыскательные вкусы не только любителей, но и музыкантов-профессионалов. За высокое качество музыкальных инструментов выставочный комитет ВДНХ отметил его изделия серебряными и бронзовыми медалями.
Тульский баян экспонировался в 1967 году на Международной выставке в канадском городе Монреале. В Туле в то время производилось более половины всех баянов, выпускаемых в стране. Высококлассные, единственные в своем роде многотембровые баяны "Левша", были в 70-е годы отмечены медалями всех достоинств. Баяны "Родина", "Русич", "Мир" вскоре зазвучали на лучших сценах мира. Накануне ХХП Олимпийских игр в Москве была разработана новая модель малогабаритной гармони "Олимпиада-80", удостоенная впоследствии Диплома Олимпийского комитета.
На всесоюзных смотрах-конкурсах музыкальных инструментов высших наград удостоились баяны "Родина", "Мир", "Тула-203", "Тула-204", "Тула-401", сделанные в Тульском производственном объединении "Мелодия". Среди их создателей Юрий Павлович Маторин, Виктор Васильевич Проскурдин и другие мастера.
Изделия в заказном исполнении изготавливаются под руководством и при участии заслуженных деятелей культуры, разработчиков многотембровых баянов, которые до нынешних времен сохраняют художественно-стилевые особенности тульских баянов.
Новые экономические отношения в стране в начале 90-х годов сказались на деятельности уникального предприятия. К 1993 году выпуск баянов и гармоник здесь фактически прекратился. Но трудовой коллектив нашел силы возродить традиционный промысел.
Пройдя в 1998 году через процедуру банкротства, восстановив платежеспособность и вернув себе историческое название "Тульская гармонь", предприятие приступило к восстановлению систем жизнеобеспечения. С этой целью пришлось заново создавать все коммуникации. Однако самым сложным оказалось вновь собрать мастеров и привлечь молодежь для освоения редких профессий, которых не готовят практически нигде.
Сегодня "Тульская гармонь" не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его, осуществляя конструкторские и технологические разработки. Преемственность в сохранении народных традиций позволила создать уникальный музыкальный инструмент - баян новой конструкции "Русь", на который в 2001 году получен патент.
Характерная особенность этого инструмента заключается в следующем. Любой баянист знает, что при исключительных игровых и акустических возможностях инструмента, серьезной проблемой является его вес. Чем легче баян, тем раскованнее играет на нем исполнитель, наиболее творчески используя предоставленные возможности.
Принципиально новая конструкция левого клавиатурного механизма, изобретенная Ю.П.Маториным, позволила не только увеличить игровые возможности музыкального инструмента, но и существенно снизить его вес с 15 до 11,5 кг. В 2001 году баян "Русь" был награжден Серебряным диском Московского международного конкурса исполнителей.
Тульские баяны звучали и звучат у нас в стране и за рубежом в руках прославленных исполнителей - народного артиста СССР Ю.Казакова, народного артиста РСФСР В.Гридина, заслуженного артиста РСФСР В.Авралева.
Известные в стране и в мире ансамбли играют на тульских баянах: Государственный академический русский народный ансамбль "Россия" под руководством народной артистки СССР Л.Зыкиной, Государственный русский народный хор имени Пятницкого под руководством заслуженного деятеля искусств А.Пермяковой, Государственный академический ансамбль народного танца под руководством народного артиста СССР лауреата Ленинской премии И.Моисеева.
Неоднократно лучшие изделия тульских мастеров завоевывали призовые места на различных конкурсах, выставках и ярмарках. В 1994 году ОАО "Мелодия" было награждено в Мехико Международной бриллиантовой звездой качества. В 1996 году решением Совета директоров национального института маркетинга предприятие было еще раз отмечено столь высокой наградой.
В 1997 году "Мелодия" удостоилась в Швейцарии международной награды "Эртсмейкер" - "Хрустальный рыцарь" в номинации "За сохранение и развитие интеллектуального кадрового потенциала предприятия в период переходной экономики", а его руководитель А.З.Чаус удостоена персональной награды в номинации "За мудрость и гибкость политики управления".
В 1998 году в Мадриде ОАО "Мелодия" удостоено международной награды за качество выпускаемой продукции "Платиновая звезда", а в 1999 году в Париже награждено ХШ Международным призом Европы "За качество". В областном конкурсе 2004 года "Флагман малого бизнеса" ООО "Тульская гармонь" стало победителем в номинации "Лучшее предприятие года в сфере народных промыслов и ремесел".
В истории развития музыкального инструментария гармоника в Тульском крае за короткий срок прошла огромный путь - от игрушки, издававшей один аккорд до профессионального музыкального инструмента, сохранив в себе лучшие традиции уникального народного промысла.
В последнее время на предприятии выполнен монтаж новых инженерных сетей, восстановлена технология изготовления язычковых музыкальных инструментов, проводилась работа по созданию новых моделей гармоней и баянов, общее количество которых увеличилось более чем втрое - с 11 до 35. Эта продукция вошла в число ста лучших товаров России.
В настоящее время ООО "Тульская гармонь" - предприятие активно развивающееся, где осуществляется восстановление гальванического цеха и реконструкция очистных сооружений. Кроме своего основного производства, здесь продолжается изготовление полного ассортимента металлоизделий пианино. Следуя рыночной конъюнктуре, освоен выпуск торговых стеллажей "Горка", направляющих для мебели и столярных изделий различного назначения. В связи с этим намечено приобретение деревообрабатывающего оборудования для столярного участка.